Существует несколько направлений анализа рынка. Анализ, который все используют на начальном этапе – это индикаторный анализ, и это самая далекая от правды сторона анализа рынка. После индикаторного анализа идет технический анализ. За ним следом уже идет объемный анализ.
Долгое время объемный анализ был недоступен для трейдеров, так как не хватало программного обеспечения, поэтому большинство трейдеров базово изучает теханализ и считаете его вершиной совершенства. Но по сути теханализ – это чуть-чуть опаздывающее отображение объемного анализа. Лучшие аналитические платформы транслируют именно объемный анализ – это настоящий грааль в трейдинге.
Технический анализ VS Объемный анализ
Вы можете торговать теханализ и даже не думать о том, что за ним стоит. Вы можете смотреть на свечи, бары, придумывать какие-то графические формации. У вас даже может хорошо получаться какое-то время. Но вы должны понимать, что за всем этим стоит более детальная и техническая вещь, которая, может, вам не очень-то и нужна, но профессионалом без нее вы никогда не станете.
Но еще более интересно то, что огромное количество опытных трейдеров, торгуя на профессиональных торговых терминалах, в стаканах, видя заявки, выставленные на покупку и продажу, видя внутреннюю дельту и маркет-дельту, торгуя от каких-то подсветов в айсберге, говорят: “Мы не знаем, что такое объемный анализ.” Они торгуют по объемному анализу интуитивно, не воспринимая его. Говорят, что торгуют отскок от плотности. А что такое плотность? Это крупный покупатель или продавец. Когда они говорят: “Мы видим айсберг”, то имеют в виду, что на каком-то уровне подставляется активный покупатель и бьют по Ask или по Bid, идет смена объемов, перетекание объема. Они просто не могут этого объяснить.
Торгуют, но не знают, что
Я видел, как один известный трейдер, торгуя в приводе Бондаря кластеры и зарабатывая миллионы рублей, заявил: “Я не знаю ни одного трейдера, который заработал бы на кластерном анализе”. Это все равно что гонщик Формулы-1, сидя в болиде и обгоняя конкурентов, сказал бы: “Я не знаю ни одного гонщика, который был заработал в Формуле-1”. Абсурд? Абсурд. И такие люди до последнего будут стоять на своем, даже если всем вокруг уже очевидно, что они неправы.
Незнание объемного анализа может дорого стоить трейдеру. Но и тут есть свои нюансы. Рынок – сложная среда с кучей взаимосвязей. Иногда, торгуя какой-то инструмент, вы будете пытаться освоить объемный анализ и от него торговать, не понимая, что он тут имеет вторичное значение, а главным ведущим инструментом будет, например, валюта. Это специфика рынка. Торгуя что-то, вы должны обладать большим объемом знаний, понимать взаимосвязь экономических процессов, влияние бирж друг на друга. Для того, чтобы с умом торговать объемный анализ, вам нужно правильно его торговать ровно в том размере, который нужен вашему торговому инструменту.
Как работает объемный анализ?
Объемный анализ работает в какой-то период после какого-то события в каком-то контексте. Так что взять его и в квадрате-боковике пытаться от него торговать будет бесполезно потому, что нет механики рынка, связанной с длинным движением, набором позиции большого количества игроков. Вот в чем сложность. Знания нужно применять там, где они работают. А у нас как бывает? Люди нахватаются знаний и из 100% берут 1% и пытаются его хоть где-то применить. Это, конечно же, не работает, они плюются и всем рассказывают, что все эти знания – полная фигня.
У нас в школе трейдинга мы разбираем объемный анализ сразу на нескольких курсах. Недавно даже ввели новый курс, который посвящен только объемному анализу, чтобы у учеников была возможность погрузиться в одну тему на все 100.
А есть ли что-то после объемного анализа, спросите вы. Да. Профессиональная интуиция – это когда вы знаете свой инструмент настолько хорошо, что можете заранее предсказать, что с ним будет происходить и в какой период времени. Для развития профессиональной интуиции нужно большое количество времени наблюдения за инструментом, потому “анализ бабки Ванги”, как я его называю, доступен очень небольшому количеству трейдеров.
Начните с изучения базы, следите за рынком, получайте практический опыт, и однажды вам все станет понятно. Но это не точно 🙂
Свежие комментарии